Советы дефектолога

Речевая азбука для родителей воспитанников

16.02.2024

Консультация для родителей

Артикуляционная гимнастика это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. 

Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова ( Это машина би-би. А вот собака — ав-ав!). Не позволяйте малышу говорить быстро.
Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

Главные вставляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).
Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в З года — о грубых

Нарушениях общего развития.
Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать.
«Золотая серединка» — вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи!).
Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, — прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой‚ формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.
Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы:

З—4 года — [с], [з], [п] уже должны правильно произноситься;
4—5 лет — [ш], [щ], [ч], [ж];
5—6 лет — [л];
до 6—7 лет допускается замена самого сложного звука [р] более простым звуком или его отсутствие в речи.

Леворукость — не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.
Мелкая моторика — так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока, сорока...», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.
Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова — после 2 лет, фраза — после З. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).
Режим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.

Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое (готическое) нёбо, которое влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.
Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения — заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.
Фольклор — лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.
«Хорошо устроенный мозг лучше, чем хорошо наполненный» — эту истину провозгласил еще М. Монтень. Информация, которая сообщается ребенку, должна соответствовать его возрасту и способностям.

Цветы (ромашки, одуванчики и др.) можно использовать для развития речевого дыхания. Предлагая ребенку дуть на одуванчик (не раздувая щеки!), вырабатываем направленную воздушную струю; понюхать ромашку — вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом («Ах, как пахнет!»). Внимание! Детям с аллергией эти упражнения противопоказаны!
«Часики» — упражнение для развития подвижности языка. Ребенок смотрит в зеркало, рот открыт, язычок тонкий и острый выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: «Тик-так, тик-так!», а ребенок качает языком из стороны в сторону. Скорость можно менять в зависимости от того, как легко ребенок выполняет это упражнение.

Шепотной речи тоже нужно учить. Ребенку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы малыш не перенапрягал голосовые складки. Крик противопоказан всем, а особенно детям 10—12 (!) лет, так как их голосовые складки находятся в стадии формирования.
Щетка (любая), используемая для массажа ладошек, стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев. Зубная щетка поможет очистить язык, а также повысить тонус его мышц.

«Эхо» — игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.
Юла, елка, еж, яблоко — эти слова начинаются с йотированных гласных, сложных для произношения. Обратите на них внимание, они состоят из двух звуков:
[ю] = [й] + [у];
[я] = [й] + [а];
[ё] = [й] + [о];
[е] = [й] + [э].
Язык — орган артикуляции. Научите ребенка перед зеркалом поднимать и опускать язык, делать его широким, узким, достаточно 10—15 мин. ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с произнесением звуков.

 

свернуть

Подготовим ребенка к школе: советы логопеда

Как же готовить ребенка к обучению в школе?

 

1. Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, желательно, чтобы он, подражая родителям, научился схематично рисовать солнышко, домик, человечка, елку, дерево, траву, машину с колесами и умел их распределить на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка ЗАШТРИХОВЫВАТЬ цветными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратиков и цепочки треугольников и кружочков. Первоначально «штрихи» ребенка будут выходить за границы квадрата, треугольника, круга, и ему надо показать, что начинать «работу» надо не от центра фигуры, а от боковых линий к центру, постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.

 

2. Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения, не сюсюкали, произнося вместо шипящих звуков и «Р» — свистящие и «Л», вместо твердых согласных — мягкие. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую русскую речь.

 

3. Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры, начиная с лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, вплоть до более сложных игр, тоже типа лото, по сказкам А. С. Пушкина.

В конце четвертого года жизни ребенка (а иногда и раньше) надо учить незаикающегося ребенка выступать «перед ближайшей публикой»: сначала перед папой, бабушкой, затем петь песенки вместе со всей семьей или отдельно, читать на импровизированной сцене стихи, постепенно усложняя их набор. Это позволит предупредить, особенно у девочек, страх ответа на вопрос учительницы сначала с места, за партой, позже — перед доской на виду всего класса. Не бойтесь, что ваш ребенок потеряет какую-то долю скромности и застенчивости: ему предстоит всю жизнь не бояться трудностей, говорить правду, быть смелым и честным.

 

4. Направленная подготовка к школе уже хорошо говорящего ребенка начинается в четыре с половиной - пять лет. В этом возрасте ребенок становится обучаемым, и вы можете помочь ему начать слышать отдельные звуки. Легче всего ребенок начинает выделять в речи гласные звуки А, О, У, которые произносятся всеми детьми правильно.

         С четкого напевания песенок на изолированно произносимых звуках, с переходом от А к У, от У к И, от И к У и в любом ином порядке, хорошо, бы перейти к закреплению путем записи этих звуков (букв) в тетради.

Четкое попеременное артикулирование гласных А, У, И, О является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ; ребенок впервые почувствует, осознает движения своих губ.

Затем можно перейти к утрированному произнесению звуков М-П-Б; Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая — мышц кончика языка. Затем переходите к прослушиванию ребенком свистящих и шипящих звуков. Все это надо делать эпизодически, во время игры, так чтобы ребенок охотно повторял за вами эти звуки.

Тогда же желательно укрепить мышцы губ и языка такими видами упражнений, как кучерское «тпру», для вибрации губ, или цоканье языком, подражая цокоту лошадки, для укрепления мышц языка.

Если у ребенка четырех-пяти лет наблюдается плохое произнесение многих звуков (Л, Р, шипящих, свистящих, а иногда и звонких согласных), то надо обратиться к логопеду. Дефекты произношения могут сказаться на успеваемости ребенка не только в начальной школе, но и позже: ребенок будет неправильно писать и читать в первых классах и стесняться говорить у доски, в старших классах.

Поэтому проявите активность и начните занятия у логопеда за год до поступления вашего сына или дочки в школу. Звуки речи нуждаются в длительной автоматизации.

 

5. В это же время - от пяти до пяти с половиной лет - ребенка пора научить делить слово на слоги при помощи хлопков в ладоши.

 

6. В это же время родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и улавливать, осмысливать окончания существительных и глаголов: «девочка поет, брат и сестра поют» и определять, сколько слов в фразах «девочка  поет» и «девочка и мальчик поют».

Ребенок уже вслушивается в вопросы: Кто? Что делает? и затем идет осознание вопросов: Где? Куда? Кого? Что? (Мальчик играет в мяч. Девочка одевает куклу. Мальчик идет в магазин. Мяч упал на стол (под стол, в окно и т. д.)). Так ребенок к шести годам начинает слышать предлоги. Важную роль в развитии речи ребенка играют различные игры в лото. Прежде всего это закрепление таких понятий, как общее и частное (мебель, одежда, обувь и т. д.); лицо — нос, глаза, уши, рот, зубы, брови; голова — лоб, темя (макушка), затылок, лицо; туловище — голова, руки, ноги, шея, спина, живот и т. д.

 

7. Особой подготовки к школе заслуживает умение ребенком пересказать сказку или рассказ, рассказать содержание мультфильма с обязательным умением употреблять ИМЕНА героев сказки или фильма. Причем желательно, чтобы ребенок не размахивал при этом руками, а вместе с вами отвечал на поставленные вами вопросы.

 

8. В пять-шесть лет ребенку можно объяснить слово «круглый», и научить определять такие геометрические фигуры, как треугольник, квадрат, круг, крест и знак равенства, как две одинаковые, равные друг другу черточки, показать как пишутся цифры в пределах десяти, обучить его самым элементарным словам «отнять», «прибавить», «сложить», «получится», научить решать легкие задачи на сложение и вычитание на доступных ему предметах.

 

9. Обязательно проверьте остроту зрения и слуха, а также носоглотку своего ребенка хотя бы за год перед его поступлением в  школу. От их хорошего состояния также зависит его успеваемость.

 

10. Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме; плетение из ниток.

         Необходимо обязательно заниматься гимнастикой для левой руки:

- выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;

- выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному;

- руку плотно положить на стол и поочередно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;

- пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опустить руку вниз;

- сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях.     

 

Доброго пути Вам и вашему малышу. 

свернуть

Когда нужно обратиться за помощью к логопеду?

 

Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка — это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом — логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов. Буква О Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы: если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются; заменяет один звук на другой; знает мало слов относительно нормы своего возраста; в 2—3 года используется много «своих» слов и мало правильных; ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить; если после 4—5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д. если есть запинки, заикание, повторение, тем более — частое; если есть проблемы с запоминанием и пересказом; в словах буквы и слоги меняются местами; в 5—5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер; к 7 годам заметны проблемы с письмом. Проблемы с речью Совет Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту. Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи: Дислалия — неправильное произношение звуков у детей 4—5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно. Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении. Сбои темпа и ритма речи — ускорение или замедление произношения слов и предложений. Занятия с логопедом В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии — это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз: К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3—4 слова. К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2—3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г. В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь. В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы. К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие. Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5—5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом — нужно проявить терпение в переучивании). Девочка читает С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом. Серьезные отклонения выявятся уже к 2—3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике — все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке. Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции — обратитесь к логопеду за профилактической консультацией. Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога. В каких случаях нужна консультация невролога В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога. Совет Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.
Источник: https://razvivashka.online/razvitie-rechi/zanyatiya-s-logopedom-dlya-deteyхмсхмс
Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка — это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом — логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов. Буква О Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы: если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются; заменяет один звук на другой; знает мало слов относительно нормы своего возраста; в 2—3 года используется много «своих» слов и мало правильных; ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить; если после 4—5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д. если есть запинки, заикание, повторение, тем более — частое; если есть проблемы с запоминанием и пересказом; в словах буквы и слоги меняются местами; в 5—5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер; к 7 годам заметны проблемы с письмом. Проблемы с речью Совет Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту. Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи: Дислалия — неправильное произношение звуков у детей 4—5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно. Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении. Сбои темпа и ритма речи — ускорение или замедление произношения слов и предложений. Занятия с логопедом В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии — это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз: К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3—4 слова. К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2—3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г. В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь. В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы. К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие. Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5—5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом — нужно проявить терпение в переучивании). Девочка читает С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом. Серьезные отклонения выявятся уже к 2—3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике — все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке. Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции — обратитесь к логопеду за профилактической консультацией. Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога. В каких случаях нужна консультация невролога В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога. Совет Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.
Источник: https://razvivashka.online/razvitie-rechi/zanyatiya-s-logopedom-dlya-detey
Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка — это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом — логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов. Буква О Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы: если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются; заменяет один звук на другой; знает мало слов относительно нормы своего возраста; в 2—3 года используется много «своих» слов и мало правильных; ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить; если после 4—5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д. если есть запинки, заикание, повторение, тем более — частое; если есть проблемы с запоминанием и пересказом; в словах буквы и слоги меняются местами; в 5—5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер; к 7 годам заметны проблемы с письмом. Проблемы с речью Совет Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту. Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи: Дислалия — неправильное произношение звуков у детей 4—5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно. Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении. Сбои темпа и ритма речи — ускорение или замедление произношения слов и предложений. Занятия с логопедом В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии — это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз: К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3—4 слова. К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2—3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г. В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь. В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы. К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие. Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5—5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом — нужно проявить терпение в переучивании). Девочка читает С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом. Серьезные отклонения выявятся уже к 2—3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике — все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке. Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции — обратитесь к логопеду за профилактической консультацией. Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога. В каких случаях нужна консультация невролога В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога. Совет Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.
Источник: https://razvivashka.online/razvitie-rechi/zanyatiya-s-logopedom-dlya-deteyхмхсмхсм

В каких случаях, и в каком возрасте необходима помощь логопеда?

Существуют несколько признаков, по которым можно определить необходимость обращения к логопеду:

  • ранний возраст (до 1 года). Ребенок не гулит, не лепечет, а именно: не произносит такие звуки как: «кххх», «агу», «гиги», «тата», «диди», «бубу» и т.д. В такой ситуации родители должны показать своего малыша уже в год логопеду и неврологу, проконсультироваться с ними, чтоб выявить, есть ли какие-либо отклонения и как их можно устранить?
  • 2 года. У малыша слишком маленький активный словарный запас, он не умеет строить фразы, не выговаривает простые звуки или заменяет их на другие (часто детки, к примеру, заменяют «К» на «Т»);
  • 2 — 3 года. Нет заметного прогресса в развитии речи, говорит активно на своем, лишь ему и его родителям понятном языке, или все понимает, но нет стремления и желания заговорить, понятных и правильно составленных слов практически нет;
  • 3 — 4 года. Малыш может выговорить лишь некоторые слова отдельно и не связывает их, в его активном речевом обиходе нет местоимений и наречий. У него не получается повторять звуки и слова за родителями, взрослые не понимают его (при этом искажение звонких или шипящих согласных не считается отклонением);
  • 4 года. У малыша небогатый, маленький словарный запас (в таком возрасте он должен составлять не менее 200 слов), малыш говорит несвязно, нечетко, смазано, не может составить собственный рассказ, наблюдаются частые погрешности в речи, до сих пор не выговаривает простые для него звуки;
  • 5-6 лет. Присутствуют сложности с произношением некоторых согласных, в том числе и сонорных, ребенок произносит звуки мягко, делает смысловые ошибки в построении предложений, не может описать сюжет с картинки или пересказать услышанную/увиденную им историю;
  • старше 6 лет. Все еще присутствуют отклонения в произношении каких-либо звуков. В этом возрасте речь и фонетическая система полностью сформирована, поэтому какие-либо нарушения говорят об отклонении от нормы в развитии речи.

Все выше перечисленные ситуации могут стать серьезным поводом для получения консультации у специалиста или записи ребенка в детский сад с логопедом.   

Как может помочь детский логопед ?

Профильный врач-логопед в детском саду ведет наблюдение за воспитанниками и выявляет существующие отклонения и речевые дефекты у них. Также главной целью его занятий является развитие всесторонней речевой деятельности у ребят.

Работа логопеда направлена на:

  • формирование речевой активности;
  • развитие корректного дыхания в процессе речи;
  • формирование грамматической стороны речи;
  • становление речевого и физического слуха;
  • исправление произношения;
  • коррекцию фонетических дефектов;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование связной речи;
  • становление навыков словоизменения и словообразования;
  • развитие основных психических процессов: памяти, внимания, мышления и восприятия.

Логопед профессионально поставит произношение, исправит имеющиеся у ребенка затруднения с произношением звуков. В центре детского развития такой специалист проводит занятия как в группах, так и индивидуально. При необходимости проводит логопедический массаж, который поможет устранить некоторые нарушения артикуляционной моторики, а именно: нарушена подвижность мышц языка, щек, губ, а также мимических мышц лица.

Зачем нужны занятия с логопедом?

Родители не всегда могут увидеть имеющиеся отклонения в речи своего ребенка, так как они настолько привыкают к его говорению, что просто не замечают развивающиеся дефекты. Только грамотный специалист сможет определить отклонения и назначить эффективные методы их исправления.

Занятия с логопедом

 помогут малышу навсегда сформировать правильную речь, что в будущем поможет избежать серьезных проблем во взрослой жизни:

Рекомендации для родителей

Если ваш малыш посещает развивающий детский сад, то, скорее всего, логопед уже дал вам полезные советы. Так как занятия должны быть комплексными, и проводиться не только со специалистом, но и с родителями дома.

Специалисты-логопеды рекомендуют:

  1. Проводить артикуляционные упражнения ежедневно по 3-5 минут;
  2. Вначале гимнастику стоит выполнять медленно и перед зеркалом, так как малышу необходим визуальный контроль;
  3. Упражнения необходимо выполнять максимально правильно и точно, в противном случае они будут неэффективны;
  4. Комплекс должен со временем усложняться новыми, отработанными с логопедом упражнениями;
  5. Каждое упражнение должно быть сделано от 5 до 20 раз;
  6. Темп выполнения и количество подходов должно увеличиваться по мере улучшения артикуляционной моторики.

Корректное произношение всех звуков, грамотно поставленная, связная речь с широким словарным запасом является одним из главных признаков готовности ребенка к обучению в школе.

Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка — это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом — логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов. Буква О Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы: если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются; заменяет один звук на другой; знает мало слов относительно нормы своего возраста; в 2—3 года используется много «своих» слов и мало правильных; ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить; если после 4—5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д. если есть запинки, заикание, повторение, тем более — частое; если есть проблемы с запоминанием и пересказом; в словах буквы и слоги меняются местами; в 5—5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер; к 7 годам заметны проблемы с письмом. Проблемы с речью Совет Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту. Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи: Дислалия — неправильное произношение звуков у детей 4—5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно. Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении. Сбои темпа и ритма речи — ускорение или замедление произношения слов и предложений. Занятия с логопедом В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии — это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз: К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3—4 слова. К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2—3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г. В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь. В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы. К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие. Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5—5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом — нужно проявить терпение в переучивании). Девочка читает С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом. Серьезные отклонения выявятся уже к 2—3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике — все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке. Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции — обратитесь к логопеду за профилактической консультацией. Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога. В каких случаях нужна консультация невролога В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога. Совет Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.
Источник: https://razvivashka.online/razvitie-rechi/zanyatiya-s-logopedom-dlya-detey
Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка — это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом — логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов. Буква О Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы: если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются; заменяет один звук на другой; знает мало слов относительно нормы своего возраста; в 2—3 года используется много «своих» слов и мало правильных; ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить; если после 4—5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д. если есть запинки, заикание, повторение, тем более — частое; если есть проблемы с запоминанием и пересказом; в словах буквы и слоги меняются местами; в 5—5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер; к 7 годам заметны проблемы с письмом. Проблемы с речью Совет Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту. Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи: Дислалия — неправильное произношение звуков у детей 4—5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно. Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении. Сбои темпа и ритма речи — ускорение или замедление произношения слов и предложений. Занятия с логопедом В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии — это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз: К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3—4 слова. К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2—3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г. В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь. В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы. К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие. Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5—5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом — нужно проявить терпение в переучивании). Девочка читает С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом. Серьезные отклонения выявятся уже к 2—3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике — все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке. Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции — обратитесь к логопеду за профилактической консультацией. Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога. В каких случаях нужна консультация невролога В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога. Совет Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.
Источник: https://razvivashka.online/razvitie-rechi/zanyatiya-s-logopedom-dlya-deteyсхмсхм
Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка — это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом — логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов. Буква О Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы: если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются; заменяет один звук на другой; знает мало слов относительно нормы своего возраста; в 2—3 года используется много «своих» слов и мало правильных; ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить; если после 4—5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д. если есть запинки, заикание, повторение, тем более — частое; если есть проблемы с запоминанием и пересказом; в словах буквы и слоги меняются местами; в 5—5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер; к 7 годам заметны проблемы с письмом. Проблемы с речью Совет Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту. Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи: Дислалия — неправильное произношение звуков у детей 4—5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно. Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении. Сбои темпа и ритма речи — ускорение или замедление произношения слов и предложений. Занятия с логопедом В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии — это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз: К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3—4 слова. К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2—3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г. В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь. В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы. К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие. Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5—5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом — нужно проявить терпение в переучивании). Девочка читает С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом. Серьезные отклонения выявятся уже к 2—3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике — все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке. Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции — обратитесь к логопеду за профилактической консультацией. Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога. В каких случаях нужна консультация невролога В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога. Совет Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.
Источник: https://razvivashka.online/razvitie-rechi/zanyatiya-s-logopedom-dlya-deteyмхс
Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка — это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом — логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов. Буква О Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы: если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются; заменяет один звук на другой; знает мало слов относительно нормы своего возраста; в 2—3 года используется много «своих» слов и мало правильных; ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить; если после 4—5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д. если есть запинки, заикание, повторение, тем более — частое; если есть проблемы с запоминанием и пересказом; в словах буквы и слоги меняются местами; в 5—5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер; к 7 годам заметны проблемы с письмом. Проблемы с речью Совет Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту. Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи: Дислалия — неправильное произношение звуков у детей 4—5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно. Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении. Сбои темпа и ритма речи — ускорение или замедление произношения слов и предложений. Занятия с логопедом В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии — это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз: К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3—4 слова. К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2—3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г. В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь. В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы. К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие. Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5—5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом — нужно проявить терпение в переучивании). Девочка читает С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом. Серьезные отклонения выявятся уже к 2—3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике — все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке. Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции — обратитесь к логопеду за профилактической консультацией. Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога. В каких случаях нужна консультация невролога В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога. Совет Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.
Источник: https://razvivashka.online/razvitie-rechi/zanyatiya-s-logopedom-dlya-deteyхмсхсм
Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка — это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом — логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов. Буква О Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы: если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются; заменяет один звук на другой; знает мало слов относительно нормы своего возраста; в 2—3 года используется много «своих» слов и мало правильных; ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить; если после 4—5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д. если есть запинки, заикание, повторение, тем более — частое; если есть проблемы с запоминанием и пересказом; в словах буквы и слоги меняются местами; в 5—5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер; к 7 годам заметны проблемы с письмом. Проблемы с речью Совет Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту. Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи: Дислалия — неправильное произношение звуков у детей 4—5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно. Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении. Сбои темпа и ритма речи — ускорение или замедление произношения слов и предложений. Занятия с логопедом В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии — это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз: К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3—4 слова. К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2—3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г. В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь. В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы. К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие. Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5—5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом — нужно проявить терпение в переучивании). Девочка читает С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом. Серьезные отклонения выявятся уже к 2—3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике — все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке. Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции — обратитесь к логопеду за профилактической консультацией. Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога. В каких случаях нужна консультация невролога В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога. Совет Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.
Источник: https://razvivashka.online/razvitie-rechi/zanyatiya-s-logopedom-dlya-deteyхсммсх
свернуть

Рекомендации дефектолога родителям

 

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

 

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.

 

3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

 

4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».

 

5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

 

6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

 

7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.

 

8. Если ребенок употребляет всего, лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

 

9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч»,  последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Катин  мяч», «Круглый мяч» и т.д.

 

10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. 

 

Не забывайте: развивайте ребенка, играя с ним!

Ваш ребенок самый замечательный!

свернуть